Главная / Статьи / Статьи / Продолжение «МОДЕРНИЗАЦИИ» семеноводства

Продолжение «МОДЕРНИЗАЦИИ» семеноводства

В.Л. Корочкин " Продолжение "Модернизации" семеноводства, или сколько нужно чиновников, чтобы руководить тем, что без них работает нормально"

 

    Владислав Леонтьевич Корочкин,

вице-президент ОПОРЫ РОССИИ

  ПРОДОЛЖЕНИЕ «МОДЕРНИЗАЦИИ» СЕМЕНОВОДСТВА,

или сколько нужно чиновников, чтобы руководить тем, что и без них работает нормально?

Сегодня малые российские компании обеспечивают семенами не только десятки тысяч овощеводческих предприятий, но и 20 млн. домохозяйств, в которых традиционно производится большая часть сельхозпродукции. Частные предприятия - без какой-либо помощи государства, а точнее, при его постоянном противодействии - за последние 20 лет расширили доступный потребителям ассортимент со 100-150 остродефицитных сортов и гибридов до десятков тысяч.

Российское семеноводство - в упадке

Именно в этом сегменте сельского хозяйства отечественные предприниматели буквально титаническими усилиями создали самый эффективный конкурентный рынок из всех имеющихся в отрасли. И именно этим почему-то крайне не довольны ни чиновники Минсельхоза, ни институты Академии сельскохозяйственных наук. Они по-прежнему не желают слышать эффективных субъектов, учитывать их интересы, накопленные знания и опыт. Проводимая ими политика «ампутации гангренозной конечности мелкими кусочками» лишь ежедневно увеличивает стоимость неизбежной радикальной «операции». А на реальную модернизацию отрасли - из-за неэффективности чиновников - в конечном итоге вновь придется раскошелиться налогоплательщику.

Противоречие между необходимостью создать эффективную, конкурентоспособную саморегулируемую отрасль и желанием «рулить» рынком из Москвы ярко проявляется в процессе подготовки и принятия закона «О семеноводстве», о чем уже неоднократно писал «Настоящий хозяин». Теперь наступил новый этап - подготовка Министерством сельского хозяйства очередного, десятого за последние 7 лет, варианта поправок. За эти годы законопроект стал поистине одиозным; само его название превратилось в символ упорного сопротивления российских чиновников любым попыткам реформирования их методов управления, давно и безнадежно неадекватных экономическим реалиям.

Вся философия законопроекта основана на одном-единственном исходном посыле, который достаточно ясно сформулировать, чтобы понять степень его абсурдности: российское семеноводство находится сегодня в состоянии, близком к катастрофическому, поэтому систему государственного регулирования, которая довела его до такого положения, ни в коем случае нельзя менять».

Мало кто из приближенных к управлению отраслью готов признать, что плачевное состояние отечественного семеноводства - это закономерное и неизбежное следствие устаревшей (абсолютно неадекватной современному экономическому и политическому строю Российской Федерации) системы его правового регулирования, практики применения действующей редакции ФЗ «О семеноводстве», базирующихся на нем подзаконных актов и навязываемых на их основе управленческих процедур в сочетании с «советским» мышлением, все еще влияющим на функционирование отрасли.

Семена - угроза безопасности России?

Ныне действующий закон был принят в 1997 г.; вся его конструкция возводилась чиновниками на «советском» бюрократическом фундаменте, обильно приправленном «полезными» советами наших заграничных конкурентов. Реформы последнего десятилетия - административная, гражданского законодательства и технического регулирования - все же начали понемногу влиять на практику его применения: медленно, явочным порядком приводить ее к виду, соответствующему сегодняшним реалиям, нуждам эффективных потребителей, надеждам предпринимателей, программным заявлениям Президента и Правительства РФ, здравому смыслу, наконец.

Благодаря этому, несмотря на пассивное и активное сопротивление «сельскохозяйственной науки», все-таки возникли и состоялись несколько частных селекционных компаний. Вдруг, без традиционной «помощи» госбюджета были построены несколько новых селекционных станций...

Внезапно выяснилось, что это... непорядок, и появление независимых предприятий несет прямую угрозу Министерству и Академии! А значит, по их мнению, угрозу экономической, экологической, фитосанитарной, продовольственной и множеству других видов «безопасности Российской Федерации».

И вот появляется законопроект, ознакомившись с которым, многие эксперты, ожидавшие документа, способного модернизировать отрасль, мягко говоря, оторопели... Основная цель нового Федерального закона - не внесение «изменений», даже очевидных, напрашивающихся, настоятельно необходимых, в устаревшую модель правового регулирования, а бережное сохранение этой модели в прежнем, практически убивающем отрасль виде. И если бы просто в прежнем! Все, что можно было ухудшить, стало еще хуже. Несмотря ни на какие реформы!..

И хотя формально разработчики были вынуждены реализовывать прямо адресованные им решения, в том числе Распоряжения Правительства, в текст законопроекта умело вставлено столько «закладок», что последующая доработка правового регулирования подзаконными нормативными актами (которые, по всей видимости, будут готовить те же разработчики) с легкостью приведет к восстановлению всех самых одиозных конструкций бюрократического регулировании отрасли.

ВОПРЕКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ

В случае принятия законопроекта Российская Федерация окажется первой и единственной страной мира (по крайней мере, из «нормальных»), в которой семена практически всех видов растений, не только основных сельскохозяйственных, но также овощных, цветочных и декоративных, могут быть признаны «товаром, представляющим реальную угрозу безопасности государства и его граждан».

При этом «обязательные требования», которые лишь в нескольких странах иногда предъявляются к отдельным наиболее важным сельскохозяйственным культурам, в Российской Федерации могут быть распространены абсолютно на все. Разработчики законопроекта упорно игнорируют мировой опыт, не желая и слышать о том, что оборот семян овощных и цветочных культур, не говоря уже о продукции для т.н. «хобби-рынка», везде регулируется союзами самих хозяйствующих субъектов через общие требования к маркировке и упаковке без какого-либо участия государства.

Иногда, как это сделано в Европе, устанавливаются общие для всех минимально необходимые требования к продукции и ее маркировке, а затем соответствие этим требованиям выборочно проверяется, главным образом, - представителями самих саморегулируемых организаций. Но в большинстве стран, например, в США, КНР, Австралии, оборот в этом секторе не регулируется вовсе. Причем, не из-за тупого и догматичного экономического либерализма, как порой утверждают наши чиновники! Просто там здраво отдают себе отчет в том, что никто кроме самого производителя не способен принять на себя ответственность за реальное качество семян.

Выдавливание производства за рубеж

Очевидным результатом закона явится дальнейшее уменьшение объемов и рост себестоимости семян, производимых в России отечественными компаниями по сравнению с зарубежными; и это, несмотря на то, что цены у последних и сегодня выше на десятки процентов. Вот почему теперь даже семена пшеницы российских сортов многие производят в Турции. После принятия закона неминуема окончательная и полная потеря конкурентоспособности семян внутреннего производства на внешних рынках и, как следствие, - дальнейшее падение их производства внутри страны из-за отсутствия экспортных контрактов. В то же время западному импортеру решительно не интересно, что думает о «хозяйственной ценности» нужного ему сорта один из российских чиновников.

О внешней конкурентоспособности, которая является ключевым фактором в семеноводческой политике всех вменяемых государств, в данных условиях речь не идет. Законопроект не об этом... Нереальность эффективного производства семян в экспортных целях и «благополучная» ликвидация зачатков экспортной активности российских производителей с помощью неэффективной системы государственного регулирования отрасли на основе действующего сегодня Федерального закона (и его новой версии, предлагаемой Минсельхозом) - одна из главных причин продолжающегося упадка российского семеноводства.

Старый, все еще не реформированный механизм государственного регулирования отрасли вынудил практически всех российских производителей размещать и организовывать производство в странах с более благоприятными правовыми режимами. Производимые за рубежом на субконтрактной основе семена приходят в Россию по обычным коммерческим контрактам. Особенно настораживающим сегодня следует признать следующий факт. Разочаровавшись в адекватности своего государства, российские производители вслед за переносом производственных процессов начинают инициировать создание новых селекционных станций за рубежом. Ведь там имеются не только более благоприятные для этого климатические и правовые условия, но и великолепные агробизнесинкубаторы и агротехнопарки.

«МОДЕРНИЗАЦИЯ» БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Таким образом, очередная версия законопроекта о внесении изменений в ФЗ «О семеноводстве» предусматривает не только существенное ужесточение правового регулирования экономической деятельности (что полностью противоречит многократно обнародованной и публично отстаиваемой позиции Президента и Правительства РФ), но и значительное и неоправданное ограничение прав и законных интересов хозяйствующих субъектов.

Особенно одиозно текст законопроекта выглядит на фоне непубличного обсуждения размеров бюджетных вливаний «на модернизацию материальной базы селекции и семеноводства». На них по-прежнему претендуют аффилированные с государством (ГУПЫ, бюджетные организации и все, кто получает хоть какое-то бюджетное финансирование) структуры. Фигурирующие суммы, на которые претендуют давно не эффективные институты, впечатляют - сотни миллиардов рублей, собранных с налогоплательщиков.

Есть предположение, что закон «О семеноводстве» готовится для того, чтобы обслуживать интересы именно этого бюджетного финансового потока. Для того же предназначены и создаваемые в срочном порядке из аффилированных предприятий псевдообщественные организации во главе с находящимися на госслужбе чиновниками.

Налицо полное, как и прежде, игнорирование необходимости учитывать результаты многолетних дискуссий, решений, уже принятых профессиональным сообществом, предпринимательскими организациями и гражданским обществом. Все это с полным основанием можно смело расценить как начало свертывания административной реформы и канун нового этапа процесса ухудшения условий экономической деятельности в России.

Cтатья опубликована в журнале «Настоящий хозяин»№2(74)2011,

Полная версия - www.idrusogorod.ru

Новости

03.18
08
Поздравляем милых дам с международным женским днем 8 марта!
02.18
22
С Днем защитника Отечества!
Есть такая профессия- Родину защищать!
12.17
29
С Наступающим 2018 годом и Рождеством!
Примите наши поздравления!
05.17
17
Производство садового декора.
Представляем вам новое направление нашей деятельности.
03.17
07
Поздравляем прекрасную половину с праздником!

Ссылки

 

 

Rambler's Top100

+7 (962) 909-35-43